К 40-летию Крымского содового завода. Очерк истории КСЗ «Мы историю делаем сами».Продолжение.Глава 4.

0
677
0
0

Красноперекопск онлайн: приближается знаменательная дата — 40-летие Крымского содового завода. В честь этого мы решили опубликовать очерк истории завода,написанный в своё время Почётным гражданином города Полосковой Галиной Ивановной, тем самым отдавая должное и её памяти. Напоминаем, что книга была написана в 2003 году.

 МЫ ИСТОРИЮ ДЕЛАЕМ САМИ

Очерки истории  Крымского содового завода

 4. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО.

Строительство Крымского содового завода началось в сентябре 1967 года. Говорят: «Лиха беда начало», но «лиха» хватало не только в период строительства, решались одни проблемы, возникали другие и так из года в год. Но первый шаг всегда самый трудный, с него начинается путь. А путь от проекта до его воплощения предстоял долгий и нелегкий.

Проблемы начались сразу: задерживалось финансирование, не хватало строительных материалов, квалифицированных спе­циалистов, рабочей силы. Приходилось «выбивать» фонды, искать подрядчиков, необходимое оборудование.

Сложными были условия труда и быта. Своего помещения у дирекции не было, приходилось ютиться в неприспособленном. У директора был крошечный кабинет, а остальные сотрудники теснились в одной комнате, где с трудом можно было пробраться между столами. Негде было разложить чертежи или посоветоваться с коллегами, не мешая работать другим. Благоустроенного жилья тоже не было, в общежитии, где временно поселили работников дирекции, было холодно и неуютно.

Но люди не жаловались, они заранее знали, на что шли. Директор с сотрудниками буквально дни и ночи просиживали над изучением проекта, коллективно решая, как лучше организовать работу.

Конструкторское бюро оперативно занялось вопросом отведения земель под строительство промышленных объектов, жилья, местной сырьевой базы, подготовкой рабочих чертежей.

Весной 1968 года под строительство заводских корпусов было выделено 97 гектаров перерытой, заросшей бурьяном степи к северу от Перекопского бромного завода на берегу озера Старого. Были выделены участки Сиваша для строительства сольпрома — местной сырьевой базы.

На фотографии в заводском музее можно увидеть, как бульдозеры расчищают и равняют строительную площадку.

Строительство начали с базы оборудования, первый колышек в фундамент которой вбила Лидия Васильевна Сургай, бывшая тогда начальником геодезической группы. Под ее руководством геодезисты Нина Хоба, Мария Косенко, Любовь Остаток, Светлана Пономаренко, Павел Саенко и Григорий Завгородний не один десяток километров прошагали по степи с теодолитами, нивелирами, рейками, прежде чем на местности появились «очертания» будущего завода.

«Особенно трудно, — рассказывала Лидия Васильевна, — было делать разметку садочных бассейнов на сольпроме. Приходилось ползать по скользкому илистому дну Сиваша, увязая в болоте. Иногда, чтобы вытащить ноги из болота, надо было снимать резиновые сапоги и вытаскивать их отдельно. Ступать босыми ногами по холодной, пропитанной солью грязи, было мучительно, Кристаллы соли резали кожу, а соленая вода разъедала раны. Но иного выхода у нас не было — работа такая, и мы не отступали перед трудностями, сдавали объекты в срок, прокладывая путь строителям».

А после разметки началось: первый котлован, первый кубометр бетона, первая вбитая свая…

Строить завод предстояло вновь созданному тресту «Перекопхимстрой» и ряду специализированных строительных управлений.

У строителей были свои проблемы: та же нехватка рабочей силы, низкая квалификация многих строителей, отсутствие строительных механизмов. Так, близость грунтовых вод требовала дополнительного укрепления фундаментов, а забивать сваи длиной 12-14 метров было нечем.

Эти и многие другие трудности часто приводили к срыву сроков сдачи объектов в эксплуатацию, ставя под угрозу пуск завода. Это очень тревожило администрацию, и решать эти проблемы надо было совместными усилиями.

К началу 1973 гола численность трудового коллектива завода выросла до трехсот человек и продолжала расти. Были созданы заводские комсомольская, партийная, профсоюзная организации, которые помогали администрации в решении производственных и социальных вопросов. Они создавали комсомолъско-молодежные и бригады коммунистического труда, организовывали социалистическое соревнование, заботились о здоровье и отдыхе работников.

И все же строительство задерживалось. И тогда по инициативе общественных организаций было принято обращение химиков к строителям с просьбой принять все меры для ускорения сдачи в эксплуатацию первой очереди завода. Это обращение напечатала »Крымская правда» 25 июня 1973 года и его прочли не только красноперекопские строители, но и в строительных организациях области.

Строители треста «Керчьметаллургстрой» сразу откликнулись делом, направив в Красноперекопск бригады квалифицированных рабочих и строительные механизмы. Не остались в стороне и другие строительно-монтажные управления области.

На месте так же изыскивались резервы ускорения строительных работ.

Так поиск и опыт помогли бригаде монтажников Виталия Гандембула решить одну из сложных задач. При сооружении емкостей на складе сырья и топлива глубиной 8 метров они стали сваривать арматурную сетку для бетонирования стен не вертикально, что было неудобно и трудоемко, а прямо на земле. Затем кран поднимал готовую сетку и ставил ее на место. Это значительно снижало сроки монтажа.

Этим методом воспользовались бригады монтажников Дмитрия Придатько и Жоржа Рожкова, они стали возводить конструкции, готовя их крупными блоками на земле.

Возникали все новые трудовые почины, которые поддерживались строителями многих бригад.

На помощь строителям пришли и те, кому предстояло работать на смонтированном оборудовании. На монтаже первых цехов активно трудились заводские слесари Николай Гожа, Виктор Байдан, Валерий Мартынов, аппаратчики Николай Приходько, Николай Кириллов, электросварщик Тамара Гожа и еще десятки химиков разных специальностей.

А одна из музейных фотографий напоминает об эпизоде, когда химикам пришлось личным примером доказывать то, что строители считали недоказуемым. Рабочие, строившие садочные бассейны, отказались ставить сваи, считая, что их не удержит зыбкий грунт Сиваша. Тогда на субботник выехали на сольпром Харьков, Мартынов, Салков и другие работники дирекции завода. Они собственноручно, увязая в грязи, забили сваи, обшили их досками, обложили илом и, убедившись в их прочности, пригласили строителей и показали, как это делается. Работы возобновились, срыв сроков сдачи садочных бассейнов был предотвращен, а забитые химиками сваи прослужили много лет.

Несмотря на то, что новостройке постоянное внимание и помощь оказывали руководители областных и городских партийных и советских органов, а так же руководители строительных организаций, тревога о том, будут ли готовы в срок пусковые объекты, не проходила Поэтому в декабре 1973 года был объявлен, ударный декадник.

Строители, наверстывая упущенное, работали круглосуточно, ночью при свете прожекторов. Составленные сетевые графики, предусматривающие конкретные сроки окончания работ по каждому объекту, строго контролировались. Планерки проводились каждые четыре часа несколько раз в день, их вел приехавший на стройку заместитель Министра строительства УССР Владимир Иванович Дубровин.

Будущий первый начальник цеха термической фосфорной кислоты Валерий Вячеславович Ерков рассказывал: «Однажды на планерке на вопрос Дубровина готова ли эстакада между градирней и цехом динатрий фосфата, Алексей Сидорович Смовж, бывший в то время бригадиром строителей, уверенно ответил: «Так точно!». Меня возмутила, как мне казалось в то время, явная ложь. Идя на предыдущую планерку, я видел, что там не начали даже нулевой цикл. Усомнившись в правдивости слов бригадира, я сказал об этом на планерке.

«Ерков и Смовж, — последовало распоряжение Дубровина, — идите на объект и разберитесь». Приходим на место, и я не верю своим глазам: эстакада действительно готова, через нее переброшена труба, все надежно закреплено, сам проверял. И все это сделано всего за четыре часа, что при данном объеме работ было невероятным. Но таков был накал работ!» …

Одновременно с пусковыми объектами заканчивалось строительство коммуникаций и служб, которые должны были обеспечивать работу цехов.

Завод готовился к пуску.

Продолжение следует…